Статья "Объектив для путешествия - советы начинающим"

18 октября 2012


В продолжение статьи «Чем фотографируют в Европе. Наблюдения и размышления» я хотел бы рассказать о маленьких «открытиях», которые сделал для себя во время путешествия, а также поделиться советами, которые я получил от различных фотографов.

Снимая в путешествии, мы сталкиваемся со многими ограничениями. Во-первых, это ограничения по весу, на своём горбу студийное оборудование по горам не понесёшь, а также и по объёму – груз должен быть удобен в переноске, в транспортировке и так далее. 

Во-вторых, есть ограничения по времени. Ну не получается совершить настолько длительную поездку, чтобы за целую неделю сделать пять кадров, находясь «в засаде» и выжидая, когда солнце станет в оптимальную точку и облачко красивой конфигурации попадет в кадр. Да и не все мы снимаем так, чтобы потом эти пять кадров продать за великие тысячи. Снимать приходится много, благо есть что, причем в условиях, зачастую далёких от оптимальных. Есть кадры, которые «сама жизнь нам преподносит» – такие кадры ждать не могут – нужно вскинуть камеру и снять. 

Немного о своей аппаратуре. Я многие годы снимал ультразумом, потому что считал, что мне очень важен большо диапазон фокусных расстояний – от широкого угла до «далёкого» теле, а объектив с такими свойствами для зеркалки ещё не сделали (наверное, никогда и не сделают), да и я его ни физически, ни по деньгам использовать не смогу. Я очень переживал о том, как же можно снимать, особенно в путешествии, без телевика. 

Когда я купил зеркальную камеру (Nikon D7000), то купил её с ультразум-объективом Tamron 18-270 VC PZD. Плохого про него сказать ничего не могу, но что такое хороший объектив, я понял только после покупки Sigma 17-50mm F2.8 EX DC OS HSM (хотя много снимал чужим Nikon 24-70/2.8, так что опыт съёмки хорошими объективами у меня есть). Честно говоря, я очень боялся остаться без телевика, используя 17-50 (это соответствует 23-75 мм для полного кадра), поэтому был твёрдо настроен купить не смертельно дорогой, но вполне приличный телевик Nikon 70-300 VR. Однако поездка и так потребовала расходов, так что в итоге я поехал со светосильным штатником в качестве основного, ну и взял Тамрон на случай, если очень понадобится телевик. 

Так вот, с учётом того, что, большинство кадров у меня стандартно бывают пейзажными, объектива Sigma 17-50мм мне хватало в 95% случаев – как при «подсматривании» за каким-либо сюжетом...

... так и при фотографировании павлинов в замковом парке...

...и при съемке моих любимых вывесок на уровне второго-третьего этажа: 

Остро не хватало телевика лишь в 1-2% случаев. Например, в Мюнхене, да и в некоторых других городках, на ратушах стоят интересные часы, в которых при бое курантов, обычно в полдень, происходит какое-то действие, движение фигурок, вплоть до кукольных миниспектаклей (здесь вырезано 10% из центра кадра, по клику открывается изображение в большем масштабе)...

...или при съёмке оленей в леске (вырезано максимум 10% из центра кадра):

В обоих случаях я ставил, конечно, и телевик Tamron 18-270. Здесь его применение было обоснованным (вырезано 60% из центра кадра): 

Хотя качество изображения не блестящее – потому что и сам объектив не идеален, да и освещение было не лучшим (всё снято на максимальном зуме 270 мм, что в переводе на полный кадр составляет 405 экв.мм). 

Честно говоря, в большинстве случаев мне не нужен был и более широкий угол. Поэтому покупка широкоугольного объектива (я рассматривал Tokina AF 11-16mm f/2.8 AT-X Pro DX) откладывается на неопределённое время. Я также решил немного погодить с покупкой телевика, а взять Nikon 85mm/1.8, хотя очень смущает, что там нет стабилизатора изображения. Всё таки, 85 мм на кропе будет около 130 экв.мм, и начит, выдержки должны быть не длиннее 1/160c, а ещё лучше 1/200c. 

Подумываю и о приобретении «рыбьего глаза» Samyang 8mm/3.5, так как я много снимаю пейзажей, как природных, так и городских, в церквях, в залах, а там угол обзора 180 градусов не помешает. Иногда бывает интересен и сам эффект искажения.

Вот такие соображения. Думаю, что многим новичкам, которые обязательно смотрят, «а чем же снимают другие», мои наблюдения будут интересны. Быть может, кто-то избавится от боязни остаться без телеугла – это оказалось совсем не страшно и почти безболезненно. 

Могу дать ещё несколько советиков, для снимающих в путешествии. 

1. Если вы обладатель достаточно современной камеры, не стоит смертельно бояться высоких ISO, особенно если вам не нужны сверхбольшие фотографии профессионального качества – современные матрицы-процессоры справляются с этим весьма успешно (тут нужно, конечно, знать свою камеру, знать, до какого ISO можно подняться без особого ущерба – естественно, чувство меры никто не отменял). Например, следующие два снимка сделаны при ISO 2500 и ISO 2800:

2. Когда проводите городскую съёмку, не ограничивайтесь фотографиями только интересных зданий и сооружений, фонтанов и площадей. Снимайте также старинные люки, интересные окна, цветы, какие-то сюжетные картинки, интересные ручки и другие мелочи. 

Это разнообразит скучную череду зданий. Не стоит пугаться и толп людей (главное, чтобы они не закрывали обзор к основному объекту) – люди оживляют город.

3. Для съёмки «макро» в путешествии не обязательно покупать и таскать очень дорогие, достаточно тяжёлые макрообъективы. Если Вы новичок и цели съёмки любительские, то вполне можно попробовать использовать другие объективы (желательно, конечно, получше). Такого увеличения, как у настоящих макрообъективов, не получится, но главное, что нормальный любительский результат получить можно – следующий снимок сделан объективом Sigma 17-50mm F2.8 EX DC OS HSM на 50 мм:

4. У того, что я скажу далее, имеется небольшая предыстория. У меня есть знакомый, который когда-то учился в фотографическом техникуме в Ленинграде. Он и работал немного фотографом, и снимал в студии, и был немного фоторепортёром. Сейчас это в прошлом, но любительски и для «рабочих целей» он снимает и по сегодняшний день. Так вот, смотря мои фотографии (а я часто с ним советуюсь, демонстрирую своё «фототворчество»), он мне сказал: «Паша, ты часто печатаешь фотографии?» (и действительно, я печатаю 0.01% от своих фотографий). «Нет, ты смотришь фотографии на мониторе компьютера, на телевизоре. А мониторы и телевизоры – это горизонтальные прямоугольники, на них лучше смотрятся горизонтальные фотографии. Вертикальные получаются очень мелко и их невозможно нормально оценить и рассмотреть. Старайся снимать больше горизонтальных кадров». С тех пор я держу это в уме. Если раньше у меня было 60% вертикальных кадров, то сегодня уже 60% горизонтальных. Привычка, конечно, страшная сила, да и все каноны компоновки кадра говорят, что вертикальные объекты лучше снимать вертикально. Но… эти каноны справедливы больше для печатных фотографий. Для примера:

(По клику открывается снимок в большем масштабе).

5. Рискуя показаться банальным, все же скажу – я всегда в поездки беру с собой штатив. Не пренебрегайте штативом, если есть возможность его использовать. Как бы хорошо ни получались кадры на высоких ISO, всегда найдутся ситуации, когда придётся ставить такие ISO, которые приведут к плачевным результатам. Кроме того, сами понимаете, что лучшее качество фотографии – на минимальном для камеры ISO. И пусть я использую штатив для 30 кадров из 20000, все равно таскаю его с собой через полмира (клик!):

Сейчас есть много не очень тяжёлых, не очень дорогих, при том вполне приличных штативов.

6. Еще одна «умная» вещь – снимайте яркие кадры. Даже если в кадре нет ничего интересного, да и камера посредственная, кадры с красивыми и яркими красками будет смотреться довольно выигрышно и привлекать внимание (клик!).


Всем удачи в фотографировании! 

Примечание автора. 
Все фотографии приведены без обработки (только кроп и ресайз в фотошопе, при ресайзе на некоторых снимках поднята контурная резкость ) из внутрикамерного JPEG. 

Автор: Павел Соболев

Новости

Вас может также заинтересовать:

31 июля 2007

Компания Samsung сообщила о скором появлении нового 8,1-Мп фотоаппарата i85, который также являетс...

25 июня 2007

Компания Epson анонсировала выпуск тонкого и легкого сканера Perfection V200 Photo для удобной оци...

30 мая 2013

Компания Leica Camera Inc. выпустила обновление программного обеспечения для своей цифровой компактной фотокамеры LEICA X1. Новая версия прошивки для камеры обеспечивает дополнительные возможности, при использовании камеры, а так же вносит...