Объективы. Часть 3 - Типы объективов и приемы работы с ними

    В этом разделе мы последовательно рассмотрим все основные типы объективов, изучим их характерные особенности, дадим практические рекомендации и поделимся идеями, позволяющими максимально раскрыть потенциал оптики.

Сверхширокоугольные объективы

    Идеальный выбор для съемки бескрайних пейзажей, помпезных архитектурных сооружений и интерьерной съемки


    Благодаря невероятно широкому углу зрения эти объективы позволяют „втиснуть“ в кадр больше объектов и окружающего пространства. Такой подход особенно актуален при пейзажной и архитектурной съемке, а также при съемках интерьеров — в тесных помещениях фотографу обычно негде развернуться, чтобы одним кадром охватить тот вид, который ему требуется. Отличительной особенностью фотографий, сделанных широкоугольным объективом, является довольно сильная дисторсия по краям кадра.

    Это становится особенно заметно при съемке фасадов зданий, когда их стены начинают загадочно изгибаться. Удаленные объекты на широкоугольных кадрах кажутся еще меньше и могут вообще „потеряться“ в композиции.


Попробуйте на практике
Съемка шаржей
Если использовать сверхширокоугольный объектив для съемки портретов, получатся отличные карикатуры и шаржи, искажающие черты лица и фигуры ваших друзей. Главное — быть уверенным в том, что у ваших моделей все в порядке с чувством юмора!



    А вот глубина резкости у этих объективов — по трясающая, даже на средних значениях диафрагмы. К тому же небольшие размеры такой оптики не доставляют проблем при съемке с рук. С ручной фокусировкой могут возникать трудности, поэтому лучше фокусироваться в автоматическом режиме, а затем, при необходимости, проводить перекомпоновку кадра с заблокированным фокусом. Делая пейзажи, в которых изрядную долю кадра занимает небо, не теряйте бдительности — автоматика камеры запросто может переоценить яркость небес и ошибиться в расчетах, результатом чего будет недоэкспонированный снимок. Среди сверхширокоугольных объективов встречаются как дискретники (например, объективы Nikon с фокусными расстояниями 14, 16, 18 и 20 мм), так и зумы (Sigma 10–20 мм), но при этом не следует путать их с объективами „рыбий глаз“.

Объективы „рыбий глаз“

    В этой разновидности существует два типа объективов: круговые и полнокадровые. Угол зрения круговых объективов составляет 180 градусов, а на поверхность матрицы они проецируют круглое изображение — уголки кадров остаются черными. Полнокадровые объективы проецируют фактически лишь часть этого круглого изображения, поэтому их угол зрения меньше, чем у круговых объективов. Обычно фокусное расстояние у круговых объективов составляет 8 мм, а у полнокадровых — 15 или 16 мм.


    Для владельцев компактных цифровых камер выпускаются всевозможные широкоугольные конвертеры, позволяющие в том числе превратить встроенный объектив в „рыбий глаз“ — присмотритесь, например, к продукции Raynox (www.raynox.ru). Если же вы решитесь купить подобного рода конвертер для зеркальной камеры, старайтесь избегать дешевых вариантов — качество изображения может заметно пострадать.

    Чаще всего с помощью объективов „рыбий глаз“ фотографируют архитектуру, пейзажи и интерьеры. Отдельная тема — потрясающие фотографии неба „от горизонта до горизонта“, а также карикатурные портреты и крупноплановая съемка динамичных видов спорта (в особенности лыжников и скейтбордистов).

Широкоугольные объективы

    Компактные и легкие объективы станут отличными спутниками путешественников и пригодятся в самых разных ситуациях.

    Эта группа объективов является идеальным выбором для съемки пейзажей, архитектуры, интерьеров и групповых портретов — такие сюжеты наиболее требовательны в смысле широты угла зрения объектива.

    По сравнению с нормальными объективами широкоугольники обеспечивают не только более широкий угол зрения, но и большую глубину резкости кадра. Однако когда объектов в кадре слишком много, композиция начинает казаться перегруженной. Кроме того, качество изображения по углам кадра может заметно падать.

    При съемке пейзажей с узкой диафрагмой и невысоким значением светочувствительности камеру лучше крепить на штативе, чтобы избежать „шевеленки“, а для предотвращения неточностей в установке можно использовать специальный пузырьковый уровень, который крепится в горячем башмаке камеры. В продаже существует много зумов, имеющих на широком угле фокусное расстояние 28 или 35 мм (например, Canon 28–105 мм), но наиболее качественное изображение вы получите, если обзаведетесь широкоугольным дискретником, например с фокусным расстоянием 24 мм. Дискретники обычно значительно лучше фокусируются на коротких расстояниях и пригодятся при крупноплановой съемке.

Попробуйте на практике
Дикая природа в контексте
Для съемки дикой природы обычно пользуются телеобъективами, но если зверушки ведут себя дружелюбно и подпускают к себе поближе, не упустите шанс показать их в родной среде обитания — для этой цели как раз подойдет широкоугольный объектив.

Спорт
Определенные композиционные решения отлично подчеркивают накал борьбы и ди- намику спортивных соревнований. Постарайтесь подобраться к месту действия как можно ближе и кадрировать снимок максимально плотно.

Крупным планом
Многие широкоугольные дискретники (а также некоторые зумы) могут фокусироваться на довольно малом расстоянии, поэтому их удобно использовать для крупноплановой съемки листьев деревьев, цветов, интересных узоров и аб страктных композиций.

Портреты
Широкий угол отлично подходит для съемки людей за работой или в какой- то характерной для них обстановке. Если немного поиграть с композицией, можно запросто имитировать съемку скрытой камерой.
Мусор
Во многих зеркалках видоискатели не позволяют увидеть поле кадра целиком. Из-за этого при съемке широкоугольным объективом фотограф может не заметить какой-либо мусор или посторонний объект, случайно оказавшийся на переднем плане. Чтобы избежать досадных разочарований впоследствии, лучше все же сразу после съемки потратить немного времени на просмотр фотографий на ЖК-дисплее камеры.

Берегись блика!
Именно из-за своей широкоугольности эти объективы больше всего страдают от попадания в оптическую систему косых лучей света, неминуемовызывающих блики и засветки в кадре. Если бленды под рукой не оказалось, объектив можно прикрыть ладонью или, например, нашим журналом. Загляните в видоискатель и убедитесь, что лишняя засветка исчезла.

Съемка „от живота“
Повесьте камеру на шею, расположите ее поудобнее и попробуйте вести съемку вслепую, лишь направляя объектив в нужную сторону, — на фотографа, который не держит камеру на уровне лица, окружающие обращают значительно меньше внимания. Отключите автофокус, сфокусируйтесь на бесконечности, переведите камеру в ручной режим, установите выдержку не менее 1/125 секунды — и можно снимать!

• Объективы. Часть 8 — Вопросы & Ответы. Уход за объективами

• Объективы. Часть 7 — Типовые проблемы, связанные с объективами

• Объективы. Часть 6 — Учимся обращаться с объективами

• Объективы. Часть 5 — Короли крупных планов

• Объективы. Часть 4 — Новый взгляд на объективы

• Объективы. Часть 2 — Управление объективом

• Объективы. Часть 1 — Изучаем объективы


О фотографии

Вас может также заинтересовать:

12 ноября 2018

Дата анонса: 2009-08-09 20:08:03 Эффективное разрешение, МП: 10.2 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 3 Вес с батареей и картой памяти, г: 142

12 ноября 2018

Индустрия развлечений вступает в эру 3D. О своем видении ближайших и отдаленных перспектив технологии, ее развитии в кино- и игровой отраслях рассказывает эксперт ZOOM.CNews Константин Терентьев.