Фотосъемка зимнего пейзажа

С наступлением зимы, сурового и скупого на краски сезона, кажется, что снимать просто нечего. Это неверно — вокруг по-прежнему много сюжетов, нужно лишь правильно выбрать момент для съемки. Было бы очень неплохо продолжать активную съемку зимой, но мало захотеть это сделать, надо проявить волю.

Не будет ли лучшим вариантом вместо того, чтобы выходить на мороз, соорудить из спичек макет Эйфелевой башни и отработать технику студийной съемки? Не поддавайтесь этой слабости — в зимних пейзажах есть своя неповторимая прелесть, а у природы нет плохой погоды.

Одна из прелестей нашей северной природы в великом разнообразии погодных условий, меняющихся со сменой времен года и день от дня. Погода может установиться на пару дней, реже — на неделю, но затем все равно изменится, может быть, даже разительно. Так что мы имеем замечательную возможность получать непохожие друг на друга снимки, всего лишь выходя из дома время от времени.

Это особенно ценно для пейзажной съемки, где сюжет и настроение задаются в первую очередь погодными условиями. Было бы скучно, если всякий раз, выходя на улицу, мы попадали бы под яркое солнце, видели безупречно синее небо, буйную зеленую растительность. Все снимки выглядели бы одинаково. А для того чтобы кадр производил впечатление, совершенно необходимы драматические детали — грозовые облака, заиндевевшие на морозе остовы деревьев — словом, ощущение жизни, некоего непрерывного действия, откуда мы выхватили неповторимые кадры.

В действительности никакой проблемы совершить зимнюю прогулку, конечно же, нет. Совсем неплохо подышать свежим воздухом, выехать за город, особенно в солнечную погоду. Вы непременно почувствуете себя хорошо! Итак, зима — один из лучших сезонов для пейзажной съемки, поскольку все вокруг выглядит необычно и загадочно. И, конечно, не забудем, что в это время года не так многолюдно, как летом, когда в живописных местах бывает достаточно трудно снять широкую панораму, избежав попадания в кадр дачников и отдыхающих на лоне природы горожан.

Ловим свет

Одна из особенностей зимы — отражающийся от снега и преломляемый льдом солнечный свет. При правильной! Съемке он добавит кадру неповторимое очарование. Когда зимой удается застать погожий день, качество снимков вполне может сравниться с летними. Это верно, что летом светлое время суток может достигать 16 часов при непрерывном сиянии солнца, но большая часть этого времени не идеально подходит для съемки из-за слишком жесткого света и глубоких теней.

Фотосъемка зимнего пейзажа

Качество, как известно, важнее количества, так что зима отчасти даже выигрывает у лета. Поскольку солнце поднимается над горизонтом невысоко, вы не сможете получить глубокого контраста и теней, характерных для остальных времен года. Зимой же вы можете выйти на улицу в полдень и получить отменный кадр, что для лета крайне трудно.

Особенный „рыхлый" свет представляет особую ценность для съемки пейзажей, благодаря характерным теням, к примеру, детально прорабатывается текстура снежного покрова на полях. Требуемый эффект легче всего достигается, если снимать с возвышенности, откуда просматривается вся сцена.

Другая полезная особенность зимнего периода в том, что вам не придется вставать слишком рано, чтобы снять рассвет. Большинство из нас все же не настолько фанатично преданы фотографии и жертвовать лучшими часами отдыха не расположены. Секрет удачной съемки заключается в выборе правильного момента, когда солнце еще не показалось над горизонтом, но уже вот-вот взойдет. Будет правильнее всего сделать пять или даже десять кадров еще до наступления рассвета.

С закатом дела обстоят проще. Вам достаточно занять удачную позицию и подождать, пока солнце скроется за горизонтом. Тем не менее, и в этом случае будет неплохо сделать серию снимков, потому что визуально оценить удачность момента не всегда возможно. А неудачные кадры всегда можно впоследствии удалить. Также не стоит сворачивать съемку сразу после захода солнца, поскольку угасающий закат с оттенками от розового до багрового нередко бывает еще более интересным.

При съемке восхода и заката очень полезно поставить камеру на штатив для исключения случайного сотрясения. Можно попробовать снять и само солнце, пока оно находится низко над горизонтом, поскольку зимой оно гораздо менее мощное и риск получить блик в объективе существенно меньше. Если вы считаете, что на снимке не достает оранжевого цвета, можно воспользоваться соответствующим светофильтром или изменить уровень цвета в фоторедакторе. А поскольку зимнее небо часто бывает скучным и серым, что соответствующим образом влияет на цветовой баланс всего пейзажа, можно понять уровень серого и синего — тоже бывает полезно.

Погодные условия

Конечно, особенность зимней погоды не только в освещении. В этом сезоне имеют место интересные погодные явления, из которых особенно фотогеничны дымка и туман, полностью преображающие ландшафт, так что самый обыкновенный городской пейзаж становится загадочным. Ограниченная видимость фактически меняет глубину резкости, так что близкорасположенные предметы остаются четким, а удаленные уходят в размывку. Поскольку цвета в таких условиях становятся приглушенными, весь снимок получается почти монохромным, с легким тонированием.

Фотосъемка зимнего пейзажа

Дождь и снегопад, безусловно, тоже интересные явления, способные обогатить снимок. Свинцовые снеговые тучи разнообразят пейзаж и придадут ему драматичные черты. Лучшее время для съемки — когда осадки сопровождаются солнцем, хоть это и редкое для зимы явление (но у настоящего фотографа камера всегда под рукой, не так ли?)

Сохраняем тепло

Если есть возможность, снимки зимних пейзажей очень удобно делать из окна автомобиля. Отопление положительно влияет на комфорт самого процесса съемки, однако при этом сужается обзор. Для длительной работы на холоде нужно позаботиться об утеплении в первую очередь самого себя, даже если вы вышли на улицу ради нескольких скромных кадров. Вдумчивый выбор позиции для неповторимого кадра может занять неожиданно много времени — как говорится, аппетит приходит во время еды, и мы не несем ответственности за случившуюся по этой причине простуду. Правило примерно такое — выходя на зимнюю съемку, одевайтесь примерно вдвое теплее, чем как вам кажется нужно.

Защитите свою технику

Но это еще не все, что нужно сделать для безопасной съемки. Надо позаботиться и о сохранности техники, на которую, надо думать, потрачено немало средств. И, быть может, вам даже покажется этот вопрос более актуальным, нежели обеспечение собственного комфорта. Первая необходимая вещь — это влагозащищенная фотосумка или футляр (они пригодятся и летом в дождливую погоду).

Отличные сумки, к примеру, выпускаются под маркой Lowepro, есть несколько типоразмеров, разброс цен — от $20—$50 на модели, приспособленные для использования с цифровыми камерами компакт-класса, до $200 за бескомпромиссную всепогодную Mini Trekker AW для зеркальной камеры.

Но как же защитить камеру непосредственно во время съемки, когда идет дождь или снег? Да, можно просто поберечь оборудование. Однако есть и активный способ решения проблемы, например, можно купить прозрачный пластиковый футляр Jessop, что обойдется не более чем в $10—15.

Можно попробовать приспособить для этой цели термостатическую сумку, прорезав в ней отверстие для объектива, кроме того, она помогает избежать конденсации влаги, когда вы вносите камеру с холода в помещение. Можно воспользоваться и обыкновенным зонтиком.

Одна из серьезных проблем холодной погоды — падение емкости батарей. Как только камера промерзнет, большинство обыкновенных элементов, вне зависимости от химического состава, перестают работать. При сильном холоде остается одно — прятать камеру или хотя бы сами элементы питания под верхней одеждой и вынимать лишь непосредственно на время съемки.

Снежная сказка

Ничто так не преображает пейзаж, как свежий снеговой покров. Даже самое обычное поле или скромный куст неожиданно обретают загадочный вид. Трудно сказать, влияет ли на климат глобальное потепление или естественная цикличность среднегодовой температуры, но в последнее время зимы не балуют снегом даже умеренные широты. Мороз быстро сменяется оттепелью, и сугробы бывают, что и говорить, жидковаты. Для фотосъемки зимних пейзажей это, конечно, огорчительное явление, так что остается лишь ловить момент.

Фотосъемка зимнего пейзажа

С другой стороны, если в ваших родных краях недостаточно снежно, можно воспринять это как повод совершить поездку в места, где снега достаточно, — на север или в горы, особенно если вы не против того, чтобы покататься на лыжах или сноуборде. Совмещение приятного с полезным стимулирует воображение, и результат съемки будет особенно впечатляющим.

Снег, между тем, не самый простой объект для съемки. Как все светлое, он может легко ввести в заблуждение датчик, измеряющий уровень освещенности, и камера автоматически скомпенсирует установки так, что снег будет выглядеть на снимке серым. Действительно, снимков с серым снегом среди любительских кадров очень много. Можно, конечно, уповать на возможности Photoshop и осветлять уже готовые кадры, но гораздо правильнее постараться сразу задать верные настройки, то есть увеличить экспозицию вручную на +1-1.5 ступени.

Также от снега можно ждать и других сюрпризов, вроде синего оттенка, особенно явно проявляющегося в области тени. Иногда такой эффект бывает на руку, придавая меланхолическое настроение всему кадру, но чаще выглядит фальшиво. Когда в кадре присутствует свет и тень, снимок получится естественным, но если солнца нет, возможно, придется скорректировать цветовой баланс в редакторе или выставить баланс средствами камеры по белому листу.

Может быть, это прозвучит смешно, но избыток снега вредит даже зимнему пейзажу. Для любого снимка важна сбалансированная композиция. Чрезмерное заполнение поля кадра однотонной текстурой утомляет глаза, и, как следствие, снимок выглядит просто скучным.

Композиция и свет

Даже когда с освещением все в порядке и прочие условия близки к идеальным, отличный кадр автоматически может и не получиться. Почему? Из-за недостаточного разнообразия цветовой палитры. Весной глаз радует бесконечное множество нежных оттенков зеленого. Летом буйная растительность также не дает скучать. Осенью цветовая гамма не требует дополнительного представления, кроме листьев, фотогенично выглядят и созревающие плоды. А во время зимы ничего этого нет, и за исключением вечнозеленых деревьев никакого интересного, радующего глаз цветного объекта в природе не наблюдается.

А значит, придется быть особенно изобретательным, чтобы кадр производил-таки впечатление. И в первую
очередь нужно творчески подходить к выбору композиции. Большинство пейзажей снимаются с использованием широкоугольного объектива — так, чтобы в кадр попала панорама максимальной ширины. Стремление охватить все может привести к эффекту „длинной дороги", будто бы вы смотрите из бокового окна автомобиля или поезда.

Чтобы добавить в кадр третье измерение, очень полезно захватить на первом плане какой-нибудь характерный выразительный объект — валун, куст, перевернутую лодку— словом, любой предмет с геометрически правильным контуром и чистым цветом. Все это, даже находясь в размывке, создает впечатление дистанции и объема. Другой вариант — создать какую-нибудь естественную рамку, например, включив в кадр ветви деревьев на первом плане.

Широкоугольный объектив вообще не всегда идеальный выбор для зимнего времени. Наоборот, иногда можно получить отменный кадр, захватив телеобъективом какой-нибудь одиночный объект на заднем плане, к примеру, здание или водоем.

Фотографируем деревья

В зимнее время, когда любопытные детали встречаются вокруг в ограниченном количестве, деревья с покрытыми инеем ветвями и снеговыми шапками представляют максимальный интерес. Причем интерес разносторонний... Когда вы идете по лесу в поисках интересного сюжета, одним из ходов может стать съемка силуэта какого-нибудь дерева против света. В зависимости от того, находитесь ли вы поблизости или снимаете издалека, существует два подхода к подобной съемке.

Фотосъемка зимнего пейзажа

Если вы стоите прямо под деревом, попробуйте пригнуться, поднять камеру вверх и сделать снимок с широкоугольной настройкой объектива. В таком случае дерево будет казаться максимально удаленным, а перспектива впечатляюще широкой. При этом не забудьте максимально сузить диафрагму — до f/11-16 — для обеспечения предельной глубины резкости.

Если же вы снимаете издалека, попробуйте воспользоваться телеположением зума. Для диафрагмы установите значение в пределах f/5.6-8, тогда ветви получатся резкими. Дополнительный простор для творчества создает съемка на фоне чистого, белого неба, какое бывает зимой в облачную погоду. Тогда вы впоследствии сможете легко добавить отдельно сфотографированное небо в графическом редакторе. Многие деревья имеют причудливый рисунок коры, так что не пренебрегайте съемкой вблизи. Этот материал может пригодиться, когда вы захотите составить какой-нибудь абстрактный коллаж.

Еще одним интересным вариантом композиции может стать съемка дерева с близкой фокусировкой на его стволе. Тогда крона окажется размытой и будет играть роль фона. Группы деревьев также можно использовать в фотокомпозициях. Например, сплошная стена деревьев хорошо смотрится, если сфокусировать камеру на первом ряду деревьев, воспользоваться длиннофокусными настройками объектива, а лес на заднем плане сделать размытым.

Доступные пейзажи

Было бы очень неплохо выходить из дома всякий раз, когда появляется настроение сделать несколько пейзажных снимков, но это не так просто. Все мы, как правило, заняты, и в будни застать световой день после работы не удается, а в выходные также находятся неотложные дела.

Однако, даже если вы живете или работаете в центре города, можно выкроить полчаса во время утренней прогулки или в обеденный перерыв, например, заглянув в ближайший парк. Ваш местный парк, конечно, может не отличаться разнообразием флоры, но если вы мыслите творчески, некоторые интересные композиции непременно найдутся. На первый взгляд деревья могут представлять будничную картину, но походите вокруг, и изобразительные возможности непременно откроются вашему взгляду.

Полноценные лесные массивы, к счастью, еще сохранились даже вблизи крупных городов, по крайней мере, находятся в пределах досягаемости, если воспользоваться машиной или автобусом. Кстати, несмотря на то, что опадающие листья обыкновенно ассоциируются с осенью, зимой тоже можно найти интересные деревья с сохранившейся пожелтевшей листвой.

Миниатюры

Ландшафтная съемка подразумевает не только большие панорамы с живописными видами. Детали могут быть не менее выразительными, чем целая картина. Коллекция каштанов, нанизанных на нитку, может на снимке выглядеть занимательнее, нежели само дерево, снятое целиком, — так же, как и ракушка вблизи представляет больший интерес, нежели целый пляж, усыпанный ими.

Фотосъемка зимнего пейзажа

Возможности макросъемки и способность цифровой камеры представлять на экране то, что получится на снимке (так называемый метод WYSIWYG — what you see is what you get, что видите, то и получаете), приходятся особенно кстати, когда речь идет о пейзажах в миниатюре. Секрет лишь в том, чтобы, гуляя на
природе, замечать мелкие детали, даже если вы только что отсняли гигантскую панораму.

Классический пример (правда, не совсем характерный для зимы) — паутинка между деревьев, утром покрытая каплями росы. Если художественно сфотографировать ее в лучах утреннего солнца, едва ли найдется человек, равнодушный к получившемуся снимку. В мороз можно найти покрытые инеем ягоды, например, гроздь рябины. Учтите, что даже небольшой ветерок будет колебать ветку, и снимок выйдет смазанным. В таком случае проще всего загородить объект от ветра любым подходящим экраном. А если экран будет белого цвета, он дополнительно сыграет роль рефлектора для подсветки теневой стороны.

Когда небо затянуто плотными облаками, снимать типичные пейзажные картины не особенно логично — они получатся мрачными и невыразительными. Зато в это время очень хорошо получается съемка растений. Выберите несколько вечнозеленых деревьев и творчески подойдите к выбору позиции. Порой бывает полезно спрыснуть листья или хвою водой. Даже когда вы находитесь в помещении, пейзажная съемка все равно доступна: вид за окном в зависимости от погодных условий и по мере того, как зима проходит от начала до конца, тоже может представлять определенный интерес.

Магия черно-белого

Поскольку разнообразия цветов зимой не наблюдается, почему бы не воспользоваться ситуацией и не представить снимаемые объекты в черно-белой гамме? Удаление цвета делает изображение чище, его проще подвергнуть редактированию и обрабатывать фильтрами.

А превратить снимок в монохромный очень просто —смените в редакторе режим представления на Grayscale, выберите обесцвечивание (Desaturate) или воспользуйтесь еще каким-нибудь преобразованием с аналогичным эффектом. Как обращаться с черно-белыми изображениями, мы уже неоднократно обсуждали, и этот номер содержит целую подборку статей, посвященных черно-белой фотографии.

Digital Photographer

Источник


О фотографии

Вас может также заинтересовать:

18 ноября 2017

18 ноября 2017

Дата анонса: 2010/09/20 Эффективное разрешение, МП: 16.28 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 3 Вес с батареей и картой памяти, г: 740