Искусство состояний







В фотографии, как и в любом другом виде искусства, можно просто делать «поделки», цепляя лишь поверхностные контуры вещей. Но можно идти вглубь, отражая самую суть вещей. В таком случае она обретает особую глубину, звучание, силу. Что служит критерием такой фотографии? Прежде всего, наш с вами внутренний отклик на эти снимки. Либо он есть, и снимок цепляет до глубины души, либо его нет, и тогда самые совершенные, с технической точки зрения, снимки являются лишь пестрой картинкой и не более того. Что требуется от фотографа для того, чтобы зацепить и передать эти самые состояния? Совсем мало и очень много, для этого фотографу нужно самому уметь входить в те самые состояния, которые требуется передать. Находясь в них, руки сами будут делать то, что нужно, глаза сами будут подмечать необходимые нюансы и автоматически корректировать построение композиции так, чтобы в кадре отразилось именно то, что двигало фотографом в момент съемки.

Выезжая куда-нибудь в лес или в горы, мы частенько сталкиваемся с чистыми состояниями — качествами природы. Они завораживают своей чистотой, простотой и глубиной. — Вот оно! Сразу хочется сделать несколько кадров, порой кажется, что момент истины настал, и обязательно хорошо получатся все отснятые только что кадры… А потом наступает болезненное и мучительное осознание того, что снимки не отражают и сотой доли той чистоты звучания, той сказки и той атмосферы, которой был напоен воздух в момент фотосъемки. Остались лишь снимки местности, и не более того.

Так что же требуется для того, чтобы передать это нечто, чего не ухватить руками? Того, что заставляет тело дышать полной грудью, а глаза держать широко открытыми? Может, для этого необходима самая совершенная фотокамера? Отнюдь, даже самая навороченная фототехника не гарантирует получения совершенного результата. Хорошая аппаратура необходима лишь для соответствующего технического обеспечения в момент фотосъемки, а самое главное всегда остается за кадром. Это фотографическое видение – умение фотографа входить в контакт с тем предметом, который хочется отснять. Если есть контакт, то ситуация сама начинает развиваться наилучшим образом. Скажем, при фотосъемке насекомого оно само начинает позировать, поворачиваться так, как нам нужно, подлетать к нужной точке пространства и делает взмах крыльев точно в момент срабатывания затвора фотоаппарата. Если снимаем озеро, то ноги сами бредут в ту точку, откуда открывается потрясающий вид. Как-то не принято говорить о том, что мир вокруг нас — живой. Но именно осознание этого факта и дает ключ к пониманию многих необычных вещей и явлений, сопровождающих нас в наших поездках, путешествиях и в фотосессиях.

Если принять факт, что озеро, привлекшее внимание, не просто глубокая лужа, но живое, осознанное существо. Тогда будет гораздо легче снять его портрет. Именно портрет – снимок, отражающий состояние и настроение этого существа, а не просто топографический снимок местности. Лес, реки, озера, горы – это живые существа. Они говорят с нами совсем другим языком, он непривычен нашему разуму, но прекрасно понятен нашему телу.

Вы никогда не отдавали себе отчет в том, что наш разум выдрессирован думать только определенным способом. Он натренирован видеть только в узком диапазоне световых волн, слышать – в незначительном диапазоне звуковых волн, думать только в терминах заученных фраз и понятий. Мы сидим в темнице нашего разума, отрицая многие очевидные вещи. Это отрицание мешает видеть и слышать язык гор, рек и озер – язык природы. Мы замкнулись в узком мирке больших городов и воспринимаем мир вокруг нас как нечто непонятное, а значит – враждебное. Редкие вылазки на природу наполняют нас ощущением щенячьего счастья. И вновь мы возвращаемся в родной неуютный, шумный и суетный город, вспоминая яркие и редкие минуты счастья.

Но сейчас ситуация стала меняться, больше не удается так просто закрыться в маленьком мирке большого города. Природа и туда начала врываться с неудержимой силой, ломая привычные устои и стереотипы. Ураганы, землетрясения и наводнения все чаще стали сотрясать наши мирки. Глобальное потепление все мощнее заявляет о себе и сильнее, день ото дня, расшатывает нашу привычную картину мира. Заставляет чувствовать себя неуютно и незащищено в безжалостном мире стихий. А между тем появляется все больше людей, чувствующих себя превосходно, идущих навстречу этим самым стихиям и растворяясь в них без остатка.

Дело в том, что в глубине человеческой сущности и на уровне физиологии мы настроены на те же ритмы и вибрации, что и планета Земля. Иначе мы просто не смогли бы существовать. Осознаем мы это, или нет, но мы являемся неотъемлемой частью живого организма под названием Земля. Реки, горы, леса и моря — это тоже неотъемлемая часть земли, а значит, и нас самих. Мир вокруг нас начал неудержимо меняться.

Не пора ли нам пойти к нему навстречу, на встречу с самим собой? Так долго мы бегаем от истинного Я, не отдавая себе в этом отчета, а меж тем, нужно сделать лишь один шаг и раствориться в стихии, слиться с ней, чтобы стать самим собой – Человеком планеты Земля.

2007 © Николай Кузнецов, фото автора


О фотографии

Вас может также заинтересовать:

22 июля 2019

Panasonic H-F007014E. Сменный объектив для цифровой фотокамеры. H-F007014E - это сменный объектив стандарта Микро 4/3 для цифровых фотокамер. Объектив фокусирует световой пучок, проходящий через него, на матрице фотокамеры, который потом...

22 июля 2019

Дата анонса: 2011/02/09 Эффективное разрешение, МП: 14.1 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 3 Вес с батареей и картой памяти, г: 431