Зритель, фотограф, критик













На данный момент не существует общепризнанной системы оценки фотографий и на это есть веские причины.

Кто такой зритель по своей сути — это человек, который оценивает фотографию со своей шкалы ценностей, а именно – узнаваемость объекта, эмоциональное воздействие и назначение фотографии. В этой шкале для зрителя скрываются многие ошибки, которые могут быть на фотографии, ибо чаще он ведет поиск к тому, что данная фотография может быть памятью некого впечатления, события, переживания. В этом контексте у зрителя возникает существенный критерий восприятия – как долго мне нравиться это изображение. У зрителей еще может быть персональный интерес к автору фотографий и ожидание его новых творений.

По назначению фотография может быть предметом гордости или общения при просмотре ее в кругу друзей. Для зрителя может быть важным возможность фотографию приобрести. Материальная стоимость фотографии это тоже оценка зрителя и она всегда может присутствовать в любой шкале для зрителей. Для искушенного зрителя в шкале оценки будет понятие мысли — несет фотография некую мысль или нет, и этот искушенный зритель очень остро будет всматриваться в содержательную сторону фотографии. Если условно и не полно создать зрительскую оценку фотографий, то ее можно обозначить следующим образом – мысль, эмоциональное воздействие зрителя, узнаваемость, стоимость, назначение.

Шкала оценки фотографа будет коренным образом отличаться от шкалы зрителя. Для фотографа очень важно, чтоб было оценено его усилие, которое он затратил на фотографию, и это усилие будет иметь свою трудозатратную шкалу- сколько оборудования использовано, расстояние до объекта съемки, договоры с моделями или участниками съемочного процесса и т.д. Эта шкала часто важна для фотографа, с позиции могут ли оценить его работу с позиции усилий и ресурса, который был использован в работе. И этот фактор практически не оценивается и не проговаривается как должный и необходимый. Следующий полезный фактор – это техническое решение в съемочном процессе. Объем знаний, которым владеет фотограф, очень часто может оценить фотограф, но не может оценить зритель, у зрителя нет этого в его базе знаний.

Фотограф может гордиться, как он скомпоновал кадр, как связал разные элементы композиции, как он построил изображение. И этот критерий очень важен для фотографа, ибо здесь проявляется мастерство в расстановке основных элементов композиции и эта величина для него является способностью управлять вниманием зрителя. А это великая тайна для зрителя, ибо это шкала ценностей для фотографов. Фотограф может разными техническими средствами формировать эмоциональное воздействие фотографии на зрителя, как при съемке, так и пост обработке изображения, поэтому для фотографа как феномен его работы тоже важно как он донес информацию до зрителя, увидел ли зритель то ради чего был сделан снимок или нет.

Следующий важный критерий для фотографа – это как раскрыл он тему снимка, проявил свою идею. Этот критерий относится к мыслительной деятельности фотографа и этот критерий для него важен с позиции передачи информации для зрителя. Для любого фотографа будет важным критерием материальная ценность работы и моральная, удовлетворяющая творческие претензии фотографа в виде побед на фотоконкурсах, фотовыставках. Любой фотограф хотел бы иметь большой зал славы и он часто звучит в его резюме.

Решающим критерием для фотографа – это созданный художественный образ и пойманное мгновение. Практически эти критерии и являются главными для фотографа, который ждет оценки и признания, это и является главным критерием его мастерства и достижения в фотографии..

Если создать условную шкалу для фотографа, то она будет следующей — художественный образ, пойманный момент, усилие фотографа, техническое решение, эмоциональное воздействие на зрителя, раскрытие темы, идеи, стоимость услуг фотографа, победы на выставках. Зритель и фотограф всегда находятся в противостоянии и между ними всегда будут противоречия в шкале оценки фотографии, но по конечному результату может произойти оценка, которая может удерживаться на общих понятиях – это художественность, пойманный момент, эмоциональное воздействие, стоимость фотографии и назначение.

Кто такой критик? Это, прежде всего тот, кто стоит над зрителем и фотографом и создает связь между фотографом и зрителем и доносит до них оценку в виде блюда из позитивного и отрицательного меню. По сути, критик этот тот человек, который может раскрыть по всем критериям для зрителя и фотографа суть фотографии. Он может связать форму и содержание, раскрытие темы и идеи, предполагает эмоциональное воздействие на зрителя. Критик может своим восприятием и осмыслением менять точку восприятия фотографии, как для фотографа, так и для зрителя. Критик может создавать обоюдный вектор нового восприятия фотографии как положительный, так и отрицательный. Этот вектор и есть оценка работы критика, после которой фотограф и зритель согласятся в оценке фотографии или нет.

У критика есть еще одна задача – это сравнивать, определять место фотографии и назначение, а также динамическое развитие или деградацию фотографа. Определяя отличительные способности фотографа критик определяет в своей шкале ценностей следующие критерии в оценки фотографии- место, значение (значимость), используемые подходы и методы, создание вектора для осмысления фотографии для зрителя и фотографа (сознание полноты снимка по форме и содержанию), раскрытие содержательной и композиционной стороны.

Три разные шкалы в системе оценки имеют общее и различное и поэтому не всегда понятно, что оценивается в фотографии, кто оценивает и кого оценивают. Если смешивать понятия оценочных шкал, то будет постоянная неразбериха в суждениях и оценках. Для системного подхода в фотографии надо провести различительную черту, чтоб было понятно, кто говорит о фотографии – зритель, фотограф или критик и добавить тот оценочный язык, которым разные группы пользуются в своей шкале ценностей. В данном наблюдении и осмыслении была сделана попытка показать проблему и наметить пути ее решения, надеюсь продолжение следует. Всего вам хорошего!

2009 © Александр Славин


О фотографии

Вас может также заинтересовать:

18 июня 2019

«Проектор без экрана, все равно, что телевизор без телевизора» – гласит народная мудрость. Шутка конечно, но, по крайней мере, странно покупать проектор стоимостью в тысячу долларов, чтобы потом смотреть кино на простыне. Какие же экраны бывают, и как их выбирать. Экран не столь прост как может показаться изначально. Они бывают различными по формату, типу проекции, по форм-фактору, по материалу полотна. Я уже не говорю, о том, что они могут быть большими или маленькими, дорогими или дешевыми. А теперь еще появились экраны для 3D-проекторов.

18 июня 2019

Дата анонса: 2007/07/24 Эффективное разрешение, МП: 8.1 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 2.5 Вес с батареей и картой памяти, г: 154