HD-видеокамеры—2008: тенденции и новинки

В 2008 году этот процесс продолжается, и, возможно, уже в следующем году видеокамеры HD займут доминирующее положение на «бытовом» рынке. Основные тенденции развития данного сегмента, наметившиеся еще в прошлом году, в этом оформились окончательно, поэтому есть смысл внимательно к ним присмотреться.

Лучший формат для HD-видео: HDV или AVCHD?

Мы уже подробно говорили о различиях двух основных форматов в прошлогоднем цикле статей, посвященных HD-видеокамерам («HD-видео: видеокамеры и форматы», «Монтируем видео высокого разрешения», «На чем смотреть видео высокого разрешения»), поэтому здесь сразу перейдем к сути дела. А она такова, что в 2008 году производители явно указали, на какой формат нам ориентироваться в будущем: большинство из представленных в этом году HD-видеокамер использует формат AVCHD.

Жесткий диск и DVD — на сегодняшний день самые популярные носители для видео

Разработка и производство видеокамер формата HDV (который был первым представлен на рынке еще в 2005 году) явно «сворачивается», достаточно сказать, что в этом году представлено только две HDV-модели. Причина понятна: в качестве носителя видео они используют кассету, а кассета воспринимается большинством покупателей как нечто архаичное и устаревшее. Видеокамеры AVCHD, напротив, пишут на «прогрессивные» носители — DVD, HDD, flash, — и поэтому в глазах большинства пользователей имеют неоспоримое преимущество. Так что уже в этом году они заняли доминирующее положение на рынке бытовых видеокамер высокой четкости, и тенденция будет только усиливаться.

К вопросу о разрешении, что больше: 1440 или 1920?

Известно, что HD-видео в форматах 1080i и 1080p имеет размер кадра 1920х1080, что ровно в пять раз больше (по числу используемых точек, или пикселей), чем видео стандартного разрешения (720х576 в стандарте PAL). Но в 2005-2007 годах большинство HD-видеокамер записывали видео, которое имело эффективный размер кадра только 1440х1080… почему?

Panasonic SD9 пишет на SD-карту видео в разрешении 1920х1080

Дело в том, что еще при создании первого стандарта HDV перед разработчиками стояла непростая задача. С одной стороны, надо было ограничить величину потока видео, объем информации, записываемой на носитель, чтобы вместить на него достаточное количество данных. С другой стороны, чтобы сохранить качество видео, надо было избежать высокой степени сжатия. Требования эти диаметрально противоположны. И где же выход?

Одна из самых свежих новинок — Sony TG1 — самая маленькая Full HD-камера

Решение было найдено в использовании анаморфного преобразования: видео, изначально имевшее размер кадра 1920х1080, перед сжатием и записью на носитель «ужималось по горизонтали» до 1440 точек (так, что размер кадра становился равным 1440х1080), а при воспроизведении опять «разжималось» до 1920х1080. Таким образом, достигалась более чем 30% экономия на количестве информации, записываемой на кассету, причем еще до стадии компрессии HDV. Обратная сторона анаморфного преобразования — неизбежная потеря горизонтального разрешения и четкости картинки.

Анаморфное преобразование использовалось в абсолютном большинстве HD-видеокамер, выпущенных в 2005-2007 годах. Но если для видеокамер HDV это преобразование обязательно, поскольку входит в сам стандарт HDV, то AVCHD позволяет записывать сразу полный кадр 1920х1080.

И вот еще одна тенденция, проявившаяся в 2008 году — отказ от использования анаморфного преобразования в видеокамерах формата AVCHD. Хорошо это или плохо? Казалось бы, хорошо, ведь от этого увеличивается горизонтальное разрешение, а значит, и общая четкость картинки. Но не все так просто. Объем информации должен возрасти на 30%, помните? И если при отказе от анаморфного преобразования величина видеопотока, записываемого на носитель, действительно увеличивается на 30% то повышение качества налицо.

Но, к сожалению, проблема видеокамер 2008 года состоит в том, что видеопоток вырос очень незначительно. У видеокамер Sony — всего на 1 Мбит/с (с 15 до 16 Мбит/с, т.е. на 7%), у видеокамер Canon и Panasonic — на 2 Мбит/с (с 15 до 17 Мбит/с, на 13%). А значит, поднялась степень компрессии видео, что, в свою очередь, должно негативно повлиять на его качество. То есть, с одной стороны мы имеем положительное влияние отказа от анаморфного преобразования, а с другой стороны — отрицательный эффект от возросшей степени компрессии видео. Что окажется сильнее? Можно предположить, что в статичных кадрах без резких движений доминировать будет положительный фактор. А вот в динамических сценах заметнее будет второе, негативное влияние.

xvYCC: буйство красок

И, наконец, третья тенденция, на которой хотелось бы остановиться в этой статье — распространение поддержки нового стандарта цветового пространства xvYCC. В видеокамерах Sony она появилась еще в прошлом году под названием x.v.Color (или x.v.Color). В новых видеокамерах Panasonic сходная технология называется Digital Cinema Color, внедрила инновацию и JVC.

Что же дает поддержка цветового пространства xvYCC? Если вкратце, то увеличенное в 1,8 раза по сравнению со стандартным цветовым пространством sRGB количество отображаемых цветовых оттенков. Полутонов на экране станет заметно больше, переходы между различными цветами будут гораздо плавней — в общем, полезная штука.

Новое цветовое пространство xvYCC, конечно, может обеспечить лучшую цветопередачу, но только при наличии соответствующего устройства отображения

Но вот вопрос: «А что понадобится, чтобы в полной мере насладиться преимуществами новой технологии?» Как минимум — видеокамера и телевизор с поддержкой xvYCC. Если мы используем промежуточное устройство воспроизведения (плеер Blu-Ray или медиабокс), то поддержка xvYCC потребуется и от него. Кстати, все устройства цепочки «видеокамера — плеер — телевизор» должны обладать интерфейсом HDMI версии не ниже 1.3. Если говорить о телевизорах и дисплеях, то от них, помимо соответствующей электроники, потребуется еще и соответствие их собственного цветового охвата цветовому охвату пространства xvYCC.

Это, на наш взгляд, на сегодня и есть самое слабое место и главная проблема на пути продвижения данной технологии в массы — хоть такие телевизоры и продаются, но они весьма и весьма дороги. Остается только надеяться, что по мере распространения технологии на рынке цены на соответствующую аппаратуру начнут падать.

Итак, мы обрисовали основные тенденции, определяющие вектор развития бытовых HD-видеокамер в 2008 году. Теперь самое время поговорить о конкретных моделях.



Разные мнения

Вас может также заинтересовать:

22 июля 2019

Инновационная модель c исключительными технологическими решениями для эффективности и удобства работы, а также безупречного качества изображения. Уникальная матрица Foveon X3 (3 слоя по 4,6 Мпикс.), высокопроизводительный процессор True II, превосходное быстродействие, высококачественный ЖК-дисплей 3”, совместимость с широчайшим модельным рядом оптики Sigma.

22 июля 2019

Дата анонса: 2009/04/17 Эффективное разрешение, МП: 10.1 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 2.5

22 июля 2019

В декабре на DVD-носителях выйдет немало интересных фильмов, которые стали лидерами проката в 2007 году в России: «Трансформеры», «Рататуй», «Хитмэн» и другие.