Pentax Optio A40

alt
Имея в названии первую букву алфавита, камера Pentax A40 просто обязана соответствовать статусу флагмана компактных фотоаппаратов. И пока пятидесятая серия Е и М-камер Pentax лишь появляется в анонсах фотовыставок, до нас с вами уже докатилась маленькая черная вещица с индексом «А40».

Представляя хорошие параметры по спецификации, аппарат должен быть выполнен качественно в целом. Забегая вперед, скажем, что это компании Pentax удалось, и нам остается лишь поделиться, чем же именно хорош герой настоящего тестирования.

Серия А когда-то начиналась моделью Optio А10, компактной камерой, имеющей оптический стабилизатор, малошумную матрицу и быструю электронную начинку. В следующих моделях размер ПЗС-матрицы при увеличении количества мегапикселей оставался неизменным, и лишь в Optio A40 стал больше, чем прежде. При этом разрешение сенсора увеличилось в полтора раза, достигнув отметки в 12 мегапикселей, а эффективное их использование стало возможно благодаря продвинутой системе стабилизации изображения. К технологиям вернемся чуть позже, а пока обратим внимание на внешний вид новинки.


Снаружи
alt
В дизайне Pentax Optio A40 угадываются уже знакомые черты. Однако здесь к черному матовому корпусу добавлены волнистые, блестящие серебром вставки. По традиции в образе камеры сочетаются простота и элегантность, в то же время уделено внимание и удобству использования.
Передняя панель красуется окружностями раздвижного объектива, а также лампами вспышки и подсветки автофокуса. Не стоит терять из виду красную табличку с буквами «SR», по ней в будущем можно будет отличать камеры с оптической стабилизацией изображения. Фирменный значок и оригинальное название системы стабилизации имеет каждая компания и старается сделать его запоминающимся.

Как и у большинства компактов, блестящие грани аппарата хорошо работают на образ камеры. Спусковая кнопка в этой модели увеличена, половинное и полное нажатия чувствуются уверенно. Кнопка включения находится рядом со спусковой, и при нажатии загорается зеленым свечением. Рядом с ней — кнопка принудительного включения системы стабилизации, при удержании которой изображение на ЖК-мониторе становится «волшебным» и не поддается никаким сотрясениям. Зеленый цвет в линейке Optio применяется традиционно, от этого пользование камерой с первых же минут представляется простым и приятным. Так, на задней панели, помимо прочих, в глаза бросается фирменная «зеленая кнопка»; нажав её, вы делаете камеру полностью автоматической без нагромождения ненужных настроек и пиктограмм. Уверенным пользователям она также поможет, будучи запрограммированной на быстрый доступ к часто используемым функциям. Помимо этой кнопки присутствует четырехпозиционный джойстик, направлениям которого заданы функции управления автофокусом (макро, панфокус, бесконечность и др.), вспышкой, серийной съемкой, а также выбор сюжетных программ и режимов съемки. Кнопка «ОК» джойстика переключает режим вывода информации на ЖК-монитор, а также служит для быстрого повышения его яркости — скоро лето и на солнце экран будет попросту слепнуть без этой функции. К слову сказать, ЖК-монитор выполнен качественным. Имея размер в 2,5 дюйма, он может отобразить около 230 тысяч точек изображения, причем производительности электроники с лихвой хватает для плавного отображения сцены даже в помещении при недостатке света. Просмотр снимков осуществляется отдельной кнопкой, и её размер также увеличился по сравнению с предыдущими моделями. Включение камеры с удержанием этой кнопки приведет сразу в режим просмотра без выдвижения объектива. Для увеличения снимков во время просмотра, а также зуммирования объектива служит сдвоенная клавиша. На правой боковине расположилось металлическое ушко для комплектного наручного ремешка, а чуть ниже — крышка, под которой прячутся PC/AV-гнездо и разъем подключения внешнего питания. Карта памяти SD/SDHC и аккумулятор размещаются внизу аппарата под пружинной заглушкой, причем батарея дополнительно удерживается небольшим фиксатором.
В целом, металлический корпус выполнен качественно, зазоры отсутствуют, а используемые материалы приятны на ощупь. Обилие хромированных элементов до сих пор смотрится современно, классическое сочетание черного и серебристого не выйдет из моды никогда.


Внутри
alt
В аппарате используется удачное сочетание качественного объектива и большой ПЗС-матрицы со стабилизатором. При дрожании камеры происходит смещение сенсора относительно корпуса, тем самым уменьшая смазывание изображения. Результат работы этой системы можно наблюдать как в реальном времени на ЖК-мониторе, так и на конечных снимках. Объектив хвастается двумя технологическими решениями. Первое — это «Sliding Lens System», система парковки объектива, который конструкторы умудрились поместить в столь компактный корпус. Проявляется она в быстром старте аппарата за счет хорошей скорости развертывания тубуса объектива. Второе — три скромных буквы «SMC», что означает многослойное просветление линз для улучшения оптических характеристик объектива в целом. Визуально это заметно по фиолетовому свечению поверхности стекла, тогда как на отснятом материале уменьшаются блики и паразитные засветки. Объектив покрывает диапазон фокусных расстояний от 37 мм (светосила f/2.8) до 111 мм (светосила f/5.4) в эквиваленте для 35-мм пленочных камер, тем самым обеспечивая трехкратный оптический зум. В нормальном «портретном» положении объектива, эквивалентном 50 мм, светосила уменьшается до значения f/4, что несколько затрудняет съемку без вспышки в помещении. Однако на помощь приходят система стабилизации, система автоматического увеличения чувствительности ISO (к слову сказать, тоже названная системой стабилизации), а также лампа вспышки. При съемке со вспышкой передний план не высвечивается даже в макрорежиме, однако в большинстве случаев собственных сил камеры вполне хватает для съемки без вспышки.

Параметры экспозиции выбираются автоматически на основе выбранной сюжетной программы, и вручную: в режиме приоритета выдержки или полностью ручном режиме. Диафрагму можно выставить лишь в открытое или закрытое положение (F2.8/F8 в широкоугольном положении и F5.4/F15.4 в телеположении), промежуточные значения не ставятся даже автоматически. Выдержку допускается установить от 4 до 1/2000 с во всем диапазоне значений. Также, для более оперативного изменения параметров экспозиции можно использовать функцию коррекции экспозиции ± 2EV с шагом 1/3EV.
Автоматическая фокусировка возможна с расстояния 6 см при включенном режиме супермакро. Также есть возможность ручной фокусировки и режим панфокуса для быстрой съемки отдаленных объектов без срабатывания системы автофокусировки. В этом режиме все объекты, находящиеся дальше 2,3 м (9,3 м в телеположении), будут резкими. Интересен режим следящего автофокуса, который перемещает фокусировочную рамку по экрану вслед за движущимся объектом. Хорошо подойдет для съемки детей, причем именно этот режим включается в соответствующей сюжетной программе «Дети». Для облегчения работы фокусировочной системы используется лампа подсветки оранжевого свечения, при использовании которой возможно наведение резкости даже в полной темноте. Также имеется ставшая уже де-факто у топовых камер система распознавания человеческих лиц. Работает система отлично даже при одном лице в кадре, но нам во время тестирования удалось поместить в рамочки до 11(!) лиц в одной сцене. Ясно, что интерес от этого исключительно проверочный, однако сам факт нас порадовал.

Аппарат оснащен 12-мегапиксельной ПЗС-матрицей формата 1/1,7", что является максимальным для большинства современных компактных камер. Сенсор обеспечивает съемку изображений разрешения вплоть до 4000х3000 точек. В таком формате при лучшем качестве размер одного снимка будет равен около 5 Мб. Большой размер матрицы положительно сказался на уровне шумов, и заметная зернистость появляется лишь при съемке на значениях выше ISO 400. Верхнюю границу диапазона светочувствительностей можно ограничить вручную, например, величиной 800 или 400 единиц. Максимально возможная чувствительность сенсора равна 3200 единиц, и включается в режиме программной стабилизации изображения. При этом разрешение снимка будет ограничено 5 мегапикселями, а зернистость изображения значительно увеличится. Динамический диапазон матрицы можно расширить программным путем при помощи системы «D-Range Compensation», тогда темные участки кадра осветляются, делая картинку более естественной. В Pentax A40, как и во всех современных камерах, всё чаще наблюдается заметная тенденция попытки улучшения качества снимков за счет внутрикамерной обработки. Почему бы и нет, благо ресурсов процессора для этого хватает.


Режимы работы
alt
Для выбора сюжетных программ выделена отдельная кнопка «MODE», нажатием на которую на экран вызывается группа цветных пиктограмм, некоторые из которых имеют подгруппы. Так, имеется несколько режимов портретной съемки, режим съемки детей и домашних животных, пейзажной и макросъемки, съемки с высокой чувствительностью и др. Пользование режимами упрощает процесс настройки параметров камеры и позволяет сконцентрироваться на объекте съемки.
Аппарат умеет не только фотографировать, но и записывать видеоролики со звуком, или просто звук в качестве диктофона. Причем процессор настолько мощный, что видео сразу же кодируется в формат MPEG4 (DivX) даже при съемке с разрешением 640х480 точек со скоростью 30 кадров в секунду. Тем самым сильно экономится место на карте памяти, и час видео отличного качества будет занимать всего 1 Гб. Без особых претензий к видеоряду можно просто сэкономить на видеокамере. В режиме видеозаписи зуммирование запрещено, кадрировать изображение можно лишь до начала записи. Хорошо работает система стабилизации, практически исключая мелкое дрожание видеоролика даже в телеположении объектива.


Впечатления
alt
Фотоаппарат имеет отличный объектив, обеспечивающий хорошую резкость снимков по всей области кадра. На максимальном зуме рекомендуется снимать только в хороших условиях, на улице или в помещении с хорошим светом. Для более правильной цветопередачи не стоит забывать пользоваться предустановками баланса белого, особенно при освещении лампами накаливания.
Pentax A40 удобно лежит в руке и, имея толщину всего 22 мм, легко размещается в среднестатистическом кармане. Включение происходит примерно за секунду, задержки незаметны как в меню, так и в быстродействии механики.

Если не пытаться обмануть электронику камеры, то количество удачных снимков будет стремиться к максимуму. Так, не нужно выключать вспышку в совсем темных сценах, стабилизатор изображения на длинных выдержках попросту не справится с «шевеленкой». При тестировании нам удавалось получать четкие несмазанные снимки даже при выдержках в 1/6 с, что говорит об очень эффективной системе стабилизации.

Пользование аппаратом не вызовет затруднений даже у новичков, поскольку камера имеет «зеленый» режим, в котором настроить что-то неправильно попросту невозможно. Да и отсутствие каких-либо ошибок цвета, экспозиции или фокусировки приводит к очень комфортному пользованию, естественно, в классе компактных камер.

Штатного литий-ионного аккумулятора нам хватило на всё семидневное тестирование аппарата, и цифра в 180 снимков, на которые должно хватить заряда, судя по паспорту, полностью оправдалась. Отметим, что заряжается батарея полностью всего лишь за какие-то полтора часа.

Помимо фотографий не стоит забывать и про видео. В отличие от камер, записывающих в MOV-формате, Pentax A40 позволит не заботиться о свободном объеме на карте памяти. Карточки в 2 Гб уже будет достаточно для объемного фото- и видеоальбома, а быстрых SDHC карт от 4 Гб может хватить и на целый отпуск.


Разные мнения

Вас может также заинтересовать:

15 декабря 2018

Дата анонса: 2008/01/23 Эффективное разрешение, МП: 8.1 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 2.5

15 декабря 2018

Высококачественный телеобъектив серии G с широким диапазоном фокусных расстояний 70-400 мм F4.5-5.6 G SSM

15 декабря 2018

Дата анонса: 2009/03/25 Эффективное разрешение, МП: 15 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 3 Вес с батареей и картой памяти, г: 520