Тест беззеркального фотоаппарата Nikon J1: баланс белого возле самовара получился идеальным

Камера предназначена для любителей, которые хотят перейти на новый уровень качества изображения, но при этом иметь очень компактный аппарат. Камера была анонсирована 5 апреля 2011 года.

Текст Сергей СТЕБЛЮК.

Компактная фотокамерa Nikon J1


Технические характеристики

Тип и размер матрицы: CMOS, 13,2?8,8 мм, 10,1 млн. пикс.

Кроп-фактор: 2,7

Формат кадра/файлов: 3:2 (3872?2592), 16:9 (3840?2160), NEF (RAW) и JPEG

Видоискатель (ЖК-дисплей): TFT ЖК-монитор с диагональю 7,5 см, разрешение около 460 000 точек

Автофокус: одноточечная АФ — 135 зон фокусировки, автовыбор зоны АФ — 41 зона фокусировки

Затвор: 30–1/16000 с

Скорость серийной съемки: с высоким разрешением — прибл. 10, 30 или 60 кадров/с

Экспозамер: матричный, центровзвешенный, точечный (совмещается с точкой фокусировки)

Экспозиционные программы: P, A, S, M, автоматический выбор сюжета

Вспышка: встроенная, GN 5 (ISO 100)

Диапазон чувствительности: авто, ISO 100–3200 (расширение до 6400)

Видео: HD 1920?1080/60i, замедленная видеосъемка, моментальный снимок движения, MOV, H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding, звук ААС, встроенный стереомикрофон

Интерфейсы: высокоскоростной USB, mini-HDMI типа С

Карты памяти: SD, SDHC и SDXC

Питание: литий-ионный аккумулятор EN-EL20

Размеры: 106?61?29,8 мм

Вес: 277 г с батареей и картой памяти

Ориентировочная цена: $630 с объективом 1 Nikkor VR 10–30 мм

 

Компактная фотокамерa Nikon J1

Введение

Компания Nikon 21 сентября 2011 года представила новую систему камер со сменной оптикой — Nikon 1. В систему пока входят две камеры — V1 и J1, которые могут работать с четырьмя специально спроектированными для этой системы объективами.

В новую серию объективов вошли суперкомпактный широкоугольник 1 Nikkor 10 мм, стандартный 3-кратный зум 1 Nikkor VR 10–30 мм, телезум 1 Nikkor VR 30–110 мм и моторизованный зум с регулируемой скоростью 1 Nikkor 10–100 мм PD-ZOOM, спроектированный для видеосъемки. Этот набор перекрывает все нужды любителей на первое время.

Кроме того, есть адаптер, позволяющий установить на камеры новой системы оптику зеркальных камер Nikon. Также системf включает в себя миниатюрную вспышку SB-N5 Speedlight для камеры V1, внешний микрофон и компактный GPS-модуль GP-N100.

Камеры V1 и J1 различаются по функциональным возможностям и цене довольно заметно. V1 имеет электронно-оптический видоискатель, вместо встроенной вспышки — гнездо для внешней вспышки и других аксессуаров, более прочный корпус и меньшее количество расцветок (черную и белую).

Камера J1 попроще из-за более низкой цены, скорее всего она будет пользоваться большей популярностью. По замыслу разработчиков, она больше подходит с качестве семейной и личной камеры, которую можно постоянно носить с собой.

 

Компактная фотокамерa Nikon J1

Дизайн, эргономика и управление

Дизайн камеры предельно аскетичен. Простой гладкий параллелепипед с закругленными краями отдаленно ассоциируется с корпусами дальномерных пленочных камер. На передней панели стопор байонета, других кнопок нет.

Органы управления в основном сосредоточены в правой части камеры. На верхней панели, заподлицо с поверхностью, кнопка включения видео, спусковая кнопка фотокамеры и кнопка включения. На задней панели вверху и справа от монитора кнопка переключения скоростных режимов, выводящая пользователя в меню, многофункциональная «качалка» для изменения параметров.

Чуть ниже диск выбора режимов съемки, кнопка Disp., кнопка просмотра. Далее многофункциональный диск-джойстик и кнопки меню и удаления снимков. Слева вверху кнопка включения фотовспышки. Органы управления довольно миниатюрные, но расположены с достаточными промежутками. Риск случайного переключения режимов сведен к минимуму.

Разъемы камеры закрыты маленькой незаметной крышкой. На нижней поверхности штативное гнездо и крышка отсека для батареи и карты памяти. Управление камерой крайне простое и интуитивно понятное даже без чтения инструкции. Несмотря на гладкую поверхность и отсутствие выступов, в руках камера удерживается хорошо.

 

Компактная фотокамерa Nikon J1

Возможности камеры

От компании Nikon долго ждали компактную систему со сменной оптикой. Высказывались самые разные предположения, но концепт системы Nikon 1 удивил всех. В отличие от конкурентов создатели новинки решили не соперничать с зеркальными камерами, представив камеру именно компактного класса (по всем параметрам), но со сменной высококачественной оптикой. В новые аппараты установлена 10,1-мегапиксельная скоростная CMOS-матрица формата CX с поддержкой автофокуса в реальном времени.

Это позволило достичь необыкновенно высоких скоростей при серийной съемке: до 60 кадров/с в сплошной серии и до 10 кадров/с при следящей фокусировке. Камера может делать снимки высокого разрешения во время видеосъемки без прерывания записи. Автофокус камеры быстрее, чем у многих зеркалок, и превосходит по скорости любую компактную камеру.

Чувствительность автофокуса при низкой освещенности очень хороша даже без дополнительной подсветки. Экспозиционные режимы представлены классическим набором P/A/S/M и режимом Scene. Для изменения режима придется входить в меню, при некоторой сноровке это получается достаточно оперативно. Видеосъемка с высоким разрешением позволяет создавать качественные ролики.

Автофокус при видеосъемке работает устойчиво и быстро. Есть интересный режим интеллектуального выбора снимка, при котором камера делает 20 снимков, автоматически выбирая из них 5 для последующего сохранения лучшего из них. Режим «Моментальный снимок движения» позволяет снять короткий видеоролик, одновременно делая фотографию. Затем эти два действия объединяются, создавая «живое изображение».

Для чего это нужно, мне не очень понятно, но выглядит интересно. Возможно, этот режим пригодится для съемки детей или свадебных поцелуев.Прекрасное впечатление производит дисплей камеры: четкое и яркое изображение с очень живыми цветами. Из аксессуаров для камеры J1 наиболее интересен переходник байонета FT1, позволяющий присоединить объективы AF-S и AF-I для зеркальных камер. Правда, компактности в этом случае говорить уже трудно.

 

Компактная фотокамерa Nikon J1

Тестовая фотосъемка

Камера J1 выпускается в пяти расцветках: белой, черной, красной, серебристой и розовой. Для тестирования досталась именно розовая камера. На результат съемки это не влияет, но прохожие иногда с интересом поглядывали на седого фотографа с модным аппаратом в руках… Камера испытывалась со штатным объективом 1 Nikkor VR 10–30 мм, который по эквивалентному 35-мм диапазону фокусных расстояний соответствует 27–81 мм.

Кратность объектива достаточна для простых съемок, при этом он компактен настолько, насколько это возможно, чтобы сохранять удобство работы с ним. На оправе предусмотрена кнопка, блокирующая объектив в транспортируемом положении (при включении камера напоминает о том, что объектив необходимо снять с блокировки).

Погода в начале зимы не слишком балует погожими днями, а в тех случаях, когда солнце все же выглядывает, освещение оказывается очень резким. Однако для придирчивого тестирования это даже хорошо: есть возможность посмотреть, как новая камера поведет себя в таких экстремальных условиях.

В первую очередь интересовало быстродействие камеры, так как компания Nikon заявила, что камеры серии Nikon 1 сейчас наиболее быстрые в своем классе. Оказалось, что фокусировка действительно происходит совершенно незаметно, без каких-либо пауз, а возможная неточность легко скрадывается огромной глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

В этом проявился один из плюсов небольшого сенсора, для которого нужны короткофокусные объективы. Камеру все же удалось заставить сделать нерезкие снимки, но для этого пришлось снимать движущиеся объекты на совсем короткой дистанции, где в большинстве случаев бессильны даже профессиональные камеры.

Возможности динамического диапазона нового сенсора оказались очень велики, причем лучше всего он показал себя именно в темных участках изображения. Глубокие тени сохранили максимум подробностей, причем файлы хорошо поддаются последующей обработке, теряя только в насыщенности цвета.

При установке экспозиции по теням освещенные контрастным светом сюжеты могут потерять как раз в светлых участках, которые вытянуть сложнее. Так, светлые участки предзакатного неба при съемке в контровом вечернем свете почти не проработались. Тем не менее диапазон воспроизведения впечатляет.

Все сюжеты снимались при автоматической установке чувствительности в диапазоне 100–3200 ISO. Камера старается установить минимальную чувствительность даже при явной нехватке света. В целом такой подход себя оправдал, позволяя не следить за этим параметром. Отдельно отснятые снимки показали, что до 800 ISO шумы почти незаметны. Чувствительность 1600 ISO имеет шумы в тенях, а при 3200 ISO и выше они достаточно заметны по всему изображению.

Фотосъемка при искусственном освещении проводилась в разных местах, преимущественно при смешанном свете. Сбоев в работе автобаланса белого практически не было. Хорошо передается естественная гамма света, без резкого окрашивания в какой-либо оттенок. Достаточно сложная задача для компактной камеры! Даже в подземном переходе колористика картинки выглядит приятно.

Баланс белого при естественном дневном освещении практически всегда выглядел безупречно. Сюжеты, отснятые при рассеянном свете, впечатлили точностью передачи цветовых оттенков и мягкой гаммой изображения при высокой насыщенности ярких цветов. Снимки не требуют правки в графическом редакторе и почти всегда могут быть сразу использованы.

Компактность камеры позволяет легко заниматься скрытой жанровой съемкой, однако диапазон штатного зума в этом случае все же маловат. Для таких снимков предпочтительнее телезум 1 Nikkor VR 30–110 мм, соответствующий 81–297 мм в 35-мм эквиваленте.

К тому же для такой съемки предпочтительны камеры неярких расцветок. Съемка розовой камерой показала, насколько сильно она (камера) привлекает внимание. Помогли малые размеры аппарата: его достаточно легко спрятать в ладонях.

В макросъемке новая камера по качеству снимков вполне соперничает с зеркалками, в первую очередь благодаря очень большой глубине резкости и полному отсутствию вибраций. Быстрый следящий автофокус позволяет хорошо снимать с рук, не беспокоясь о легком изменении дистанции.

Очень жаль, что в камере нет поворотного монитора: несмотря на некоторое увеличение габаритов, камера приобрела бы значительно большие возможности при съемке.

Качество видеосъемки очень хорошее, однако для достижения максимального результата есть смысл приобрести моторизованный зум с регулируемой скоростью 1 Nikkor 10–100 мм PD-ZOOM, спроектированный специально для видео. Он же может стать основным объективом и для фотографии.

Во время видеосъемки можно, не прерывая процесса, делать фотоснимки с полным разрешением. Благодаря тихому автофокусу качество записи звука не отягощено шумами камеры.

 

Рекомендации


Несмотря на множество споров по поводу размера матрицы в новой серии и большие сомнения в эффективности небольшого сенсора, камера V1 показала себя очень хорошо. По результатам теста можно утверждать, что качество изображения достаточное для того, чтобы удовлетворить потребности фотографа, нуждающегося в очень компактной камере с высоким качеством снимков и хорошим быстродействием.

Особо стоит отметить великолепный штатный зум 1 Nikkor VR 10–30 мм, отличающийся высоким разрешением и очень хорошей передачей геометрии. К достоинствам камеры можно также отнести прекрасно продуманный интерфейс и чрезвычайно быстрый автофокус. Единственное, что может вызвать сомнения в необходимости покупки, — достаточно высокая цена съемочного комплекта.

 

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования технику.

 

Тест в картинках

 

УлицаФото 1. Неожиданно въезжающие в кадр автомобили хорошо схватывались автофокусом, а короткая выдержка практически заморозила движение (f/5, 1/400 с, ISO 100, фокусное расстояние 45 мм).

 

ПлощадьФото 2. Резкие перепады освещения, тем не менее все участки изображения хорошо проработаны. Даже на длинном фокусе глубины резкости хватает на все планы (f/5,6, 1/250 с, ISO 100, фокусное расстояние 81 мм).

 

КремльФото 3. Великолепная резкость объектива по всей площади кадра. Съемка в нижнем ракурсе, поэтому вертикали в снимке сильно завалены, однако все линии прямые. Экспозиция отрабатывалась по теням (f/4, 1/320 с, ISO 100, фокусное расстояние 35 мм).

 

РекаФото 4. Ранние сумерки. Съемка против света и высочайшие перепады освещенности. Отдельные участки неба проработались не очень хорошо (f/4,8, 1/320 с, ISO 100, фокусное расстояние 51 мм).

 

СтолФото 5. Съемка в помещении. Несмотря на сложные световые условия, баланс белого автоматика установила безупречно (f/5,6, 1/40 с, ISO 400, фокусное расстояние 81 мм).

 

ЛавочкиФото 6. Галерея второго этажа ГУМа. Искусственное освещение в сочетании с подсветкой от прозрачного потолка. Легкий голубоватый оттенок был исправлен в графическом редакторе (f/5,6 1/30 с, ISO 400, фокусное расстояние 81 мм).

 

ПереходФото 7. Наиболее сложный по свету объект. Смешанный свет витрин и фонари с лампами накаливания. Из входа проникало еще и дневное освещение. Картинка получилась красивее, чем в реальности (f/3,5, 1/30 с, ISO 400, фокусное расстояние 27 мм).

 

ВолгаФото 8. Снимок был сделан специально для проверки баланса белого. Серебристый цвет автомобиля передан безупречно (f/5, 1/80 с, ISO 200, фокусное расстояние 61 мм).

 

ХудожникФото 9. Один из жанровых снимков, который удалось снять незаметно. На остальных люди приветливо помахивали руками (f/5,6 1/60 с, ISO 360, фокусное расстояние 81 мм).

 

Здание

Фото 10. Пасмурная погода и ранний вечер. Общая атмосфера полностью соответствует реальности. Отличная проработка всего изображения (f/3,5, 1/125 с, ISO 100, фокусное расстояние 27 мм).


Разные мнения

Вас может также заинтересовать:

14 ноября 2018

14 ноября 2018

Дата анонса: 2012/09/17 Эффективное разрешение, МП: 16 Диагональ ЖК-дисплея, дюймы: 3 Вес с батареей и картой памяти, г: 325

14 ноября 2018

Еще несколько лет назад цифровая фотокамера являлась чем-то дорогим, элитарным, мало кому доступным устройством. Дороговизна была обусловлена в первую очередь отсутствием опыта по производству светочувствительных матриц достаточного качества и разрешения. Пока разрешение сенсоров было невелико, внимание как производителей, так и потребителей фотокамер было сфокусировано на технологиях производства сенсоров и их разрешении. Еще совсем недавно для многих одним из основных критериев при выборе фотокамеры был именно установленный в камере сенсор. Сегодня поколения сенсоров меняются, но сам сенсор и его разрешение уже не имеют столь большого значения для массового потребителя.